Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

У моего ребёнка – СДВГ.
 
Что делать, если ребенок постоянно находится в движении, кажется, что к нему "подключен моторчик"? Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду, если ему трудно усидеть на занятиях? Как непоседливый малыш будет учиться в школе? И главное - что кроется за его неугомонностью: вариант нормы или патология? И нуждается ли малыш в помощи специалиста? С такими вопросами родители часто обращаются к неврологу.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - актуальная проблема в наше время.СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки,хотя чаще всего интеллект сохранен. 
В настоящее время СДВГ рассматривается как последствия ранних локальных повреждений  головного мозга. В причины включены различные повреждающие факторы:
  1. Это  биологические - генетические дефекты,репродуктивная незрелость матки, это- действие бактериальных и вирусных агентов, в том  числе и резус-конфликт .
  2. Физические факторы - избыток или дефицит инсоляции действие тепла или холода.
  3. Химические  - острая или хроническая бытовая или производственная интоксикация, в т. числе лекарства, токсикозы беременных,интоксикация при хронических заболеваниях.
  4. Механические – сдавления, ушибы, переломы. Внутриутробные инфекции,заболевания  матери  в первую половину беременности.                                                    
У новорожденных на первом месте – двигательное беспокойство, повышенная возбудимость, тремор, мышечный гипертонус, нарушение сна - бодрствования, угнетение безусловных рефлексов.
На 2- м году преобладание двигательного беспокойства, нарушения сна.
На 3- м году моторная неловкость, нарушение навыков  самообслуживания, двигательная расторможенность,упрямство, негативизм,  быстрая истощаемость.
В 4-5 лет сохраняется моторная неловкость, нарушение письма и рисования. Следует отметить, что проявление  СДВГ совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей.
Третий критический период -6-7 лет и совпадает с началом становления письма и чтения. Часто у таких детей проявляются астеноневротический синдром,  эмоциональноволевые  нарушения, трудны к адаптации. В подростковом возрасте нарастают нарушения поведения, агрессивность,трудности во взаимоотношениях в школе и дома,у них проявляется тяга к алкоголю, отрицание авторитетов, трудности в выборе профессии.
Основные проявления СДВГ включают:  неусидчивость, суетливость, беспокойство;
импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
игнорирование правил и норм поведения;
наличие проблем со сном;
задержка речевого развития и т.д.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
Часто бывает болтливым
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
Обычно с трудом дожидается  своей очереди в различных ситуациях.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры.)
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
Часто теряетвещи (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Каков оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ?
 Оптимальный возраст – 4-5 лет, когда уже можно определить наличие расстройства внимания. В более раннем возрасте трудно определить СДВГ, но современные методы позволяют раннюю диагностику групп риска.
 Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнётся его коррекция – тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребёнку в трудовой и социальной деятельности (в учёбе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку.
Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, нейрофизиологическое исследование (ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, Р-графия)
Ребёнку поставили диагноз СДВГ.
Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом подход должен быть комплексный и сочетать в себе: работу с родителями, работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
Нормализация обстановки в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации и развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.
Установить контакт со школьными педагогом.
Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
Решение вопроса о назначении медикаментозной терапии СДВГ также осуществляется индивидуально.
Широко применяется в комплексном лечении - массаж, мануальная терапия, физиотерапия .санаторнокурортное лечение .  Продолжительность курса лечения составляет от одного до двух-трёх месяцев – индивидуально по каждому ребёнку .
 Рекомендации родителям:
 В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:
 В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку.
Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" – лучше попробуйте переключить его внимание.
Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие.
Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.
Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей.
Больше играйте с ребёнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить.
 Таким образом синдром дефицита внимания с гиперактивностью  является самой распространённой проблемой нарушения поведения и трудностей в обучении в детском возрасте, а так же серьёзной проблемой дезадаптации у подростков и лечение должно быть комплексным, своевременным,включая и психиатров и психологов, психотерапевтов, педиатров, эндокринологов.
Помните, что несмотря ни на что вы любите своего ребенка. Просто ему нужно уделять чуть больше внимания, и необходим творческий подход в воспитании и обучении!
 
Врач-невролог
Иванова Жанна Васильевна

Наверх